Как выбрать ткань для батика?
Каждый, кто начинает заниматься батиком, задается вопросом: на чем рисовать, какие ткани подходят для росписи в технике батик, как выбрать ткань для батика? Ну и, конечно, где купить шелк для батика.
Для росписи в технике батик подходит большое количество всевозможных тканей. Выбор основы для росписи, конечно же, зависит от вида батика (горячий, холодный, узелковый или же свободная роспись), от предназначения будущего изделия (одежда или украшение интерьера), а еще от тех красок, которые вы выберете для росписи.
Для новичков в батике будет абсолютно разумно начать обучаться росписи на более дешевых материалах. Начинающим стоит избегать материй с фактурной поверхностью или сложного плетения, потому что краска или резерв может не полностью пропитывать такую ткань.
«Чистый» шелк стоит внушительную сумму. Конечно, он идеально подойдет и для тренировок, и первых работ – но только если вы не ограничены в финансах! Первые эксперименты в батике вполне возможно делать и на обычных х/б материалах – ситец, полотно, бязь, батист. Испортить недорогой ситец не так обидно, как загубить натуральный шелк.
Мастера по росписи шелка советуют:
-для холодного батика больше подойдут туаль, креп-жоржет, креп-шифон, шелк или тонкая шерстяная ткань, без примесей синтетики. Для панно и картин хорошо себя зарекомендовал вискозный атлас. Шёлковый или вискозный тонкий атлас идеален для мужской одежды и вечерних платьев.
По плотности для холодного батика подходит любая ткань, если она способная пропустить насквозь резервирующий состав.
- для горячего батика лучше использовать ткани из растительных волокон или вискозы, потому что горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани.
Хлопок, вискоза, шерсть, лён – вполне подходят для работы с воском. Качество ткани выбираем в зависимости от назначения. Вискоза идеально подходит для горячей техники, так как горячий воск не способен повредить структуру полотна. Этот текстиль обладает высокой цветоустойчивостью и красиво драпирующейся фактурой, которая смотрится еще интереснее с расписным узором. Из минусов: полотно склонно к сминанию, поэтому перед работой его следует разгладить.
Что же касается синтетического шелка: на шелке искусственного происхождения резерв имеет свойство растекаться! Лучше купить недорогой, но натуральный материал.
Лучше не покупать подкладочные материалы, такие как капрон, нейлон и проч.
Идеальной тканью и для холодного, и для горячего батика является, конечно же, натуральный шелк, но не все любят данный материал применять в одежде по причине его прозрачности.
Эксцельсиор (маргиланский шелк). Эксцельсиор - изящная, приятная, практически невесомая материя плотностью 22 г/кв.м., имеет свойственный ей глянец и мягкость. По причине собственной прозрачности эксцельсиор практически не применяется для пошива одежды, но несмотря на все вышесказанное, из него неплохи шарфы и гигантские палантины. Эксельсиор - самый нежный и тонкий среди тканей из натурального шелка вида хаботай, один из самых дорогостоящих и востребованных по всему миру. Расписывать эксцельсиор одно удовольствие, краски отлично растекаются и экономично используются, за это его многие мастера просто обожают. Для шитья изделий из эксцельсиора стоит воспользоваться самой тоненькой иглой с острым концом – материал рыхловатый и сыпется.
Фуляр – изящный, очень легкий материал, плотностью 30-35 г/кв.м, блеском и мягкостью очень похож на эксцельсиор. Применить фуляр возможно для росписи платков, палантинов, лёгких занавесей.
Шифон. Шифон – лёгкий, очень приятный на ощупь, мягкий шёлк крепового переплетения, плотностью 22-52 г./кв.м. Шифон тем прозрачнее, чем меньше его плотность. Материал растягивается по утку, даёт приметную усадку при стирке. В случае если шифон не очень высокого качества, то уровень усадки может быть до 10 см на метр длины ткани - это стоит принимать во внимание при раскрое. Шифон не содержит блеска, растекаемость краски при росписи средняя, цвета получаются насыщенные и колоритные. Но краска на него ложится не очень равномерно. Данный материал довольно пластичен, хорошо драпируется. Шифон безупречно подходит для шарфов, платков, палантинов, блузок.
Кроме незатейливого шифона есть жатый шифон (он попадается различной плотности) и шифон с шерстяной нитью. Жатый шифон можно расписывать в любой технике. А вот шифон с шерстяной нитью подходит лишь только для свободной росписи.
Крепдешин. Крепдешин - мягкий, малопрозрачный шёлк крепового переплетения, прекрасно драпируется, содержит лёгкий глянец. Плотность крепдешина 43-69 г./кв.м, но существует и плотный крепдешин – 130 г./кв.м. Растекаемость краски при росписи крепдешина средняя, все зависит от плотности ткани и её свойств. Готовая роспись выходит довольно красочной, богатой полутонами и цветами, в следствие этого крепдешин отлично подходит для росписи декоративных панно и предметов внутреннего убранства. Кроме применения в дизайне интерьера, это замечательная ткань для платков, шарфов и дамской одежды. Некоторые мастера не любят крепдешин за его шероховатость и отсутствие блеска. Сложности в работе добавит то, что крепдешин тянется, как в долевом, так и в поперечном направлении, то есть натянуть его на рамку ровно надо будет постараться! Данный шёлк даёт усадку – будьте готовы, что он заметно сократиться в размерах после снятия с рамы и стирки.
Туаль. Туаль – непрозрачная ткань с мягким сиянием, плотностью 39- 69 г./кв.м. Дешевле атласа и крепдешина. Работать с данной тканью довольно хорошо: краски отлично растекаются, ровно ложатся, экономично используются. Но в конечном итоге в готовом виде выглядит он скромнее, чем атлас и крепдешин. Он не так мягок, не обладает роскошным блеском или интересной фактурой. Зато туаль практически не даёт усадку при стирке и не растягивается, в следствие этого изделия из неё отлично держат форму. Это отличная ткань для росписи предметов одежды на подкладке: галстуков, жилетов, а еще интерьерного текстиля: диванных подушек, абажуров, декоративных панно.
Креп-жоржет – приятный на ощупь, мягкий, просвечивающий, матовый шёлк с креповой фактурой. Плотность креп-жоржета 60-69 г./кв.м. Несколько садится при стирке, сильно растягивается. Данный шёлк непросто расписывать – цвет разливается и впитывается плохо, затрата краски больше, чем при работе с другими тканями. Цвета получаются густыми, насыщенными. Креп-жоржет применяется для платков, шарфов, палантинов и предметов одежды.
У перечисленных выше тканей нет лицевой и изнаночной сторон. В следствие этого, в случае если применяются высококачественные красители, то роспись выходит обоесторонней.
Жаккардовый шёлк – данный шёлк содержит фактурный орнамент, со сложным переплетением нитей основы и утка. Лицевая сторона отличается от изнанки как позитив и негатив. Вырабатываются эти ткани на особых станках. Фактура жаккардовой ткани отчетливо отличается на плоскости, считается выразительным акцентом, в следствие этого для росписи надо отдавать предпочтение жаккардовому шёлку, орнамент которого не станет «забивать» роспись. Это могут быть или маленькие крапинки, горошины, или неясные отвлеченные мотивы, или большие квадраты, полосы. Очень осторожно стоит относиться к различным растительным мотивам – лучше если это будут стилизации, но уж ни как ни определенные «цветочки». При верном выборе этого «сложного» шёлка есть возможность получить довольно заманчивые по красоте изделия. Данный материал расписывается просто, растекаемость краски отличная, впрочем затрата красок завышенная. Но цвета получаются колоритные, насыщенные, а личная фактура ткани обогащает игру полутонов и цвета. Жаккардовый шёлк мягко драпируется, из него получаются великолепные платки, предметы одежды, а еще диванные подушки, шторы, абажуры.
Атлас. Густой и плавный шёлк атласного переплетения - атлас. Содержит лицевую сторону с свойственным броским сиянием и матовую изнанку. Плотность атласа 54-73 г./кв.м. Роспись ложится на данный шёлк просто, краски отлично впитываются, получаются насыщенные и колоритные цвета, но затрата красок повыше среднего. Атлас хорошо драпируется, образуя томные, прекрасные складки. Данная ткань хорошо подходит для изготовления декоративных панно, штор, диванных подушек. Не очень удобна для платков, потому что имеет лицо и изнанку. Обратите внимание, что атлас тянется, краешки его натянуть идеально ровно будет сложно!
Саржа. Незаслуженно мало распространена у любителей батика саржа. Она износоустойчива, мало мнется. Прекрасно подходит для одежды, платки и шарфы из саржи получаются плотными, теплыми. Саржа мало тянется, поэтому на ней возможна самая замысловатая роспись, она обладает легким блеском и интересной фактурой. Она мягкая и хорошо драпируется. Одинакова с двух сторон.
Небольшой лайфхак: При выборе ткани можно сделать следующее - на постиранную ткань капнуть воды или краски. Если капля лежит на поверхности и не растекается, то для росписи такая ткань не подойдет. Если краска наносится легко, можно работать. Но стоит учесть, что при высоких температурах (при фиксации краски утюгом или в духовке) синтетика имеет свойство плавиться.
Подготовка ткани к росписи.
При подготовке к росписи ткань необходимо тщательно постирать, опытные мастера советуют сделать это в теплой воде с хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать порошки и кондиционеры, так как последние содержат множество химических добавок. Во время стирки из материи убирается аппретура – состав из мыла, жира и воска, которым пропитывается ткань для придания товарного вида. Стирка смягчает материал, что позволяет краске быстрее впитаться и растечься по поверхности.
Сегодня ассортимент тканых материалов очень и очень широк. Это позволяет нам экспериментировать. Творите, не бойтесь экспериментов, украшайте пространство вокруг себя и вокруг своих близких, создавайте красоту своими руками!
Кстати, на своих мастер-классах мы используем только натуральный качественный эксцельсиор – идеальный холст, на котором краски текут и играют! Приходите и увидите сами! Записаться на мастер-класс "Батик (ропись шелка)
Купить ткань, краски и материалы для батика
Магазины-мастерские "Штучки" в Нижнем Новгороде:
Б. Покровская, 18 оф. 114 (ДК Свердлова)
пр. Октября, 2а (Автозаводский универмаг, 2 этаж левое крыло)
В статье использованы фото работ Ольги Пастуховой (Ярославль), Людмилы Кучиной (Санкт-Петербург).